Уважаемые посетители! Сайт находится в режиме отладки, поэтому некоторые пункты меню неактивны. Приносим свои извинения.

Главная Визитка "ПУ № 34" Документы Методическая копилка Новости Дневник событий Фотогалерея

 

Государственное образовательное учреждение
 начального профессионального образования

Профессиональное
училище

№34

город Краснокаменск Забайкальского края

 
Home You are here: Методическая копилка / Некоторые приёмы социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального училища

 

Некоторые приёмы социально-педагогической поддержки детей 

с ограниченными возможностями здоровья в условиях

профессионального училища

Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты. Для этого целесообразно системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека (семья, дом-интернат, образовательное учреждение и т.д.), активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.). В краевой ведомственной программе «Развитие системы психологического обеспечения образования в Забайкальском крае до 2013года» одной из задач программы является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Вопросам, затрагивающим теорию и практику психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского, П.П. БлонскогоР.К. Игнатьевой, Э.И. Танюхиной, А.А. Баранова, Г.В. Тарасовой, И.П. Катковой, Г.С. Окуневой и других ученых.

Дети с ограниченными возможностями здоровья-дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. В данную категорию в соответствии с дефектологической классификацией входят дети с различными нарушениями развития: с сенсорными, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Согласно федерального закона, направленного на защиту детей «с ограниченными возможностями здоровья», такая формулировка введена в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ».

Получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечении полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Право таких детей на образование – одна из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации (письмо Министерства образования РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).

В законе «Об образовании»Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 168-ЗЗК в статье 6. «Социальные гарантии детей с ограниченными возможностями здоровья» также сказано, что «дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение образования с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития в государственных и муниципальных общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, обеспечивающих социальную адаптацию и интеграцию их в общество». А также «Образовательное учреждение (организация) создает условия и оказывает содействие детям с ограниченными возможностями здоровья в получении ими образования в избранной форме». Состояние здоровья таких детей препятствует освоению образовательных программ общего образования и требует реабилитации в профессиональной ориентации, профессиональном образовании, профессионально-производственной ориентации и трудоустройстве, социально-средовой социализации и социально-бытовой адаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения. Получение ими образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что является важной частью приоритетного национального проекта. Для таких учащихся необходимо не только медико-социальное сопровождение, но и индивидуальные программы обучения. В образовательных учреждениях, где дети обучаются, помимо учебных компетенций, у них формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками Следовательно, организация профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать адаптации учащихся в социуме.

В профессиональном училище №34 города Краснокаменск группа по профессии «Столяр строительный» состоит из десяти человек, у каждого из которых имеется то или иное нарушение здоровья. При освоении данной профессии учащиеся учатся выполнять простые столярные работы: обрабатывать древесину ручным и электрифицированным инструментом, изготавливать и устанавливать простые столярные изделия, изготавливать прямолинейные заготовки столярных изделий с применением механизированного инструмента или вручную, производить зачистку деталей после механической обработки, устанавливать накладные оконные и дверные приборы. Учащиеся изучают основные породы древесины, правила обращения с электрифицированным инструментом.

При успешном обучении учащиеся получают профессию «Столяр строительный» третьего разряда. Процесс обучения имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком уровне сложности осваиваемого учебного материала, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках. Процесс производственного обучения направлен на развитие его интеллекта, нравственных качеств, эмоционально-волевой сферы, развитие самостоятельности в области социально-трудовой подготовки.

Такие учащиеся, нуждаются в дифференцированном подходе. Мастер производственного обучения, учитывая возможности каждого, готовит материал, объясняет, помогает усвоить приёмы и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Наиболее успешному обучению способствует красочный дидактический материал, наглядные пособия, инструкционно-технологические карты. Картами на уроке производственного обучения пользуется мастер при проведении вводного инструктажа и учащиеся в процессе освоения  трудовых приёмов, способов, операций и выполнении учебно-производственных работ комплексного характера.

В инструкционно-технологических картах для учащихся этой категории представлена информация двух видов: словесная – описание наиболее рациональной последовательности изучаемых трудовых действий, рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности, указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений, и графическая – рисунки, схемы, графики, имеющие определённую инструктивную значимость. Таким образом, инструкционно-технологическая карта даёт развёрнутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой трудовой операции, вида работы и раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «Что делать» и «Как делать». В этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы чётко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию (приложение1). Для большей наглядности мастером используются карты, выполненные в крупном размере в качестве пособия при демонстрации и пояснениях приёмов и способов выполнения изучаемой операции. Наибольший эффект использования карт достигается тогда, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте.

Согласно классификации .В Воронковой, учащиеся группы по профессии «Столяр строительный» условно делятся на четыре подгруппы. Первая-это учащиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе группового обучения. Все задания они выполняют самостоятельно. Не испытывают больших затруднений при выполнении заданий с изменёнными условиями, умея при этом объяснять свои действия, что свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Таким учащимся доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения подростки успешно применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная помощь мастера производственного обучения. При анализе образца изделия учащиеся придерживаются определённой последовательности, дают полные, достаточно точные характеристики, в которых указывают конструктивные особенности изделия.

Учащиеся второй группы испытывают несколько большие трудности в процессе обучения. Они в основном понимают объяснение мастера, достаточно хорошо запоминают изучаемый материал, но без помощи наставника сделать выводы и обобщения затрудняются. Для них характерна  меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. При выполнении заданий  в новых условиях учащиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые устраняются с незначительной помощью мастера. Объяснение своих действий у учащихся второй группы недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.

Для учащихся первой и второй подгрупп используются инструкционно-технологические карты, имеющие либо словесное описание, либо графическое изображение, отражающие основные операции, сведения о приёмах выполнения изделия. Об инструментах даётся минимальная информация.

К третьей группе относятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал. У них нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Их характеризует недостаточное осознание нового материала, низкая самостоятельность, они нуждаются в дополнительном объяснении. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у учащихся, отнесённых к первой и второй группам. Изготовление изделия по плану или инструкционно-технологической карте не осознаётся ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдается отступление от алгоритма, что ведёт к ошибкам.

К четвёртой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение мастера при выполнении задания. Они нуждаются в выполнении большого количества повторений тех или иных трудовых операций, постоянном контроле и подсказках во время выполнения практических работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности им недоступно. Эти учащиеся могут не видеть своих ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и повторное объяснение. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Входе практической деятельности учащиеся не могут найти верного решения. Даже если они понимают, что работа не получается, часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. В технологических картах они разбираются только с помощью мастера, далеко не всегда руководствуется ими во время изготовления изделия.

Для третьей и четвёртой групп используются более подробные инструкционные карты, которые содержат как словесное описание, так и графическое изображение. Сведения об инструментах, материалах и приёмах выполнения задания даются в максимальном объёме (приложение 2).

На первых этапах освоения целостных трудовых приёмов при выполнении учебно-производственных работ комплексного характера, применяются инструкционно-технологические карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения операций, приводятся указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются просто технологические карты без пояснений.

Использование инструкционно-технологических карт обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

1. Учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата.

2. Организуется поэтапная самостоятельная учебная, познавательная деятельность учащихся.

3. Обеспечиваются условия для самоконтроля на любом из этапов изготовления изделия.

4. Обеспечивается применение знаний и умений в практической деятельности.

Рассмотрим ход урока производственного обучения по теме: «Технология изготовления шипового соединения на один шип». Для названного урока была разработана инструкционная карта, в которой отражалась последовательность приёмов выполнения работы и сопровождалась рисунками к каждому приёму (разметка, выдалбливание, запиливание, зачистка, соединение шипа и проушины). На вводном инструктаже учащиеся учились ориентироваться в частях карты и не отступать от заданной последовательности. Используя компьютерную презентацию, на слайдахпоказывается каждая операция с подробным объяснением, затем идёт практический показ мастером.Затем на слайд выводится целостная инструкционная карта, с опорой на которую каждый учащийся повторяет последовательность выполнения задания.

На текущем инструктаже при выполнении практического задания инструкционная карта находится у каждого учащегося на рабочем месте. В результате учащиеся планируют свою деятельность и успешно выполняют задание. Также использование инструкционных, инструкционно-технологических карт развивает такие качества, как самостоятельность в труде и ответственность за выполненную работу через применение индивидуальной, бригадной формы с пооперационным разделением труда, который приближён к производственному процессу. Это в свою очередь способствует формированию культуры труда, развивает чувство коллективизма, умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.

Литература

  1.  Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. –276 с.
  2. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро В.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями // Детская практическая психология — 1995.— №7.
  3.  Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы организации социальной работы в семьях детей-инвалидов // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
  5. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И.Шульга, И. Ф. Дементьева. – М: ВЛАДОС, 2002. – 345с.
  6.  Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – М.: – Социальное здоровье России, 1997. – 210с.
  7. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».
  8. Развитие системы психологического обеспечения образования в Забайкальском крае до 2013 года / Краевая ведомственная программа / Приказ МО Забайкальского края № 480 от 31.03.2009.
  9. Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья», изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 3823

Морозов А.А., мастер производственного обучения ГОУ НПО «ПУ№34»

 

(Приложение 1)

Tехнологическая карта запиливания шипов и проушин.

.


http://bookz.ru/authors/evgenii-kostenko/stolarni_347/i_060.pngРазметка шипа и проушины

http://www.prof-masters.ru/ris_94.JPGЗапиливание  шипа и проушины

http://school.xvatit.com/images/5/5b/18.04-26.jpgЗачистка шипа и проушины


 

Выборка четверти с помощью зензубеля


1.Разметка четверти с помощью рейсмуса.

 
       

 

2.Выборка четверти с помощью зензубеля.

 

3.Зачистка четверти с помощью наждачной бумаги.